Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Хороший жир греет шею худым

Казалось бы, все анатомические открытия были сделаны в далеком прошлом, когда препарирование трупов было скорее искусством, а не рутинной подготовкой к очередным занятиям со студентами. Но современные физиологи с помощью рентгеновской, магниторезонансной и позитронно-эмиссионной томографии доказывают обратное: за последние 20 лет им удалось изучить особенности наших сосудов, костей и даже распределения жировой ткани в организме.

Последняя и стала предметом пристального внимания Рональда Кана из Центра по изучению диабета имени Джослина: детально рассмотрев несколько тысяч снимков, сделанных за последние три года, ученые смогли с уверенностью сказать:

«хороший» бурый жир у взрослых есть, располагается преимущественно в области шеи и лопаток и ведет себя достаточно активно.

Это мощнейший толчок к развитию многочисленных проектов, посвященных роли бурой жировой ткани в профилактике ожирения и следующего за ним метаболического синдрома. Бесперспективными эти исследования не назовешь: в отличие от более распространенного собрата, откладывающегося под кожей, в сальниках и капсулах внутренних органов, бурый жир вместо запасания энергии сжигает ее в больших количествах, выделяя тепло.

Особенно ярко это заметно у младенцев с еще слаборазвитыми мышцами, отвечающими за терморегуляцию у взрослого человека. В первый год жизни именно бурый жир отвечает за согрев тела. Постепенно эта функция переходит к мышцам, а имеющая с ними много общего «хорошая» жировая ткань сходит на «нет», оставаясь в виде небольших, непостоянных островков, наличие которых было скорее исключением, нежели правилом.

Кан и соавторы публикации в New England Journal of Medicine впервые провели исследование бурого жира такого масштаба, в котором приняли участие 1972 человека. Препарировать своих подопечных они не стали, ограничившись анализом снимков отдельных участков и всего тела.

Существенные отложения бурого жира удалось обнаружить у 3% мужчин и 7,5% женщин. У слабого пола он не только чаще встречался, но и вел себя активнее.

Среди общих отличий – конституция тела «счастливых обладателей бурого жира». Как и следовало предполагать, у худых его оказалось в шесть раз больше, чем у тучных. Среди других факторов, связанных с низким содержанием бурого жира, – высокий уровень глюкозы, пожилой возраст (старше 64 лет) и прием бета-адреноблокаторов, традиционно используемых в лечении артериальной гипертензии.

Возможно, Кану удалось найти бы и больше особенностей, если бы не ретроспективный характер исследования: ученые анализировали снимки, сделанные по разным показаниям для диагностики различных заболеваний. Масштабность выборки, впрочем, не позволяет назвать эти данные однобокими – даже несмотря на то, что большая часть подопытных проходили обследование по причине какого-то заболевания.

Да и вторая публикация из Медицинского центра университета Маастрихта, основывающаяся на анализе денных о 24 здоровых добровольцах, частично подтверждает выводы Кана, но расходится с ней в числах – активность бурой жировой ткани при небольшом охлаждении удалось обнаружить у 23 из 24 человек. 96% – это куда больше упомянутых 3% и 7,5%. Возможно, это связано с возрастом и критериями отбора участников и «значимости» встречающихся островков ткани.

Что же касается причинно-следственной связи между обозначенными особенностями и количеством бурого жира, то здесь над мифами еще предстоит поработать: точно сказать, что первично, а что вторично, пока нельзя.

С одной стороны, конституция тела и диета могут сказываться на отложениях бурого жира, с другой – большое количество последнего может и быть причиной стройной фигуры и нормального уровня глюкозы в крови. Возможен и третий вариант: как конституция, так и количество бурого жира зависят от неизвестного третьего фактора.

Логика и медицинское образование склоняют ученых ко второму варианту, тем более что ранее той же исследовательской командой было показано, как бурые клетки, встроенные между мышечными волокнами, защищают от ожирения и вытекающих расстройств обмена веществ.

Направление дальнейших исследований вполне понятно, да и социально обоснованно: если ученым удастся найти способ избирательно стимулировать развитие бурой ткани, то от тучных клиентов попросту не будет отбоя: все лишние калории будут мгновенно превращаться в тепло. На грызунах подобный эффект уже удалось воспроизвести даже без вовлечения генной терапии.